Автор сайта Шулакова Мария

Ленинградская область

С.Паша

В живописном месте на берегах реки Паши раскинулось село с таким же названием. В этом названии сохранились отголоски далёкого прошлого, когда наши края были заселены племенем весь (вепсы). В переводе с вепсского Паша значит "широкая", "великая". От этого времени патриархально-родового строя остались курганы по рекам Паша и Кумбита, в которых находили хозяйственную утварь, мотыги, серпы, украшения.

С VIII века земли Приладожья входят в Обонежский ряд Великого Новгорода. Новгородцы принесли в наши земли свою культуру, обычаи, нравы. С развитием Ладоги в X-XII веках связано привлечение торговых людей и в наши места. Купцы с далёкого Запада поднимались на своих кораблях с разрешения князя вверх по Свири и Паше, где скупали пушнину, это был самый прибыльный товар. В XX веке на берегах Паши неоднократно находились уникальные клады монет. Например, в 1934 году в окрестностях бывшего древнего поселения Вихмесь на реке Сязнеге (приток Паши), был найден клад – большой слиток серебра и 13 тыс. серебряных динариев, чеканенных в Западной Европе при германском императоре Генрихе III Черном (1017-1056 г.г.)

В XVI века был проложен Архангелогородский тракт, по которому стали возникать населённые пункты. В месте, где надо было переправляться через реку Паша, появился Пашский Перевоз, именно так долгие годы называлось наше село.

В эпоху Петра I край оживает. В 1702 году во время поездки на Белое море царь изучает русла ладожских рек, в т. ч. и Паши, занятия местного населения.

В 1820 году в Петербурге вышла в свет книга "Путешествие к реке Паше", находящаяся ныне в фондах российской национальной библиотеки. Это редкое издание дает возможность почувствовать аромат далекой эпохи, благодаря интересным фактам, добавить ярких красок живописной картине прошлого нашего края. Автор книги Д. И. Хвостов пишет о том, что на реке Паша находилось собственное Адмиралтейство, и жители её с давних лет с большим искусством строили торговые суда.

С конца XVIII века Пашский Перевоз входит в состав Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии. Издавна славился уезд огромными лесными массивами, особенно обширными вокруг полноводной и сплавной реки Паша. В начале XIX века в её верховье устроил несколько лесопильных заводов знаменитый лесопромышленник, миллионер, старообрядец, купец Федул Григорьевич Громов (1764-1848), основатель Громовской лесной биржи близ Смольного.

В середине XIX века примеру Громова последовал купец Иван Федорович Борошнев. Его лесопромышленная деятельность требовала частого присутствия в Новоладожском уезде, и он купил вблизи Пашского Перевоза деревни Рязановщину и Бардинщину со старинной дворянской усадьбой. Её устроил на берегу Бардинского ручья, впадающего в Пашу, Николай Андреевич Вындомский (1748-1783), полковник, предводитель дворян Новоладожского уезда. Дочь Н.А. Вындомского Екатерина Николаевна(1775-1840) выстроила новый господский дом – деревянный, двухэтажный, с мезонином, со службами во внутреннем дворе, а у реки разбила регулярный парк.

В конце XIX века сын И.Ф.Борошнева – Яков Иванович заново отделал дом, пристроил двухэтажную веранду, остекленную витражами, соорудил камины с замечательными рельефными изразцами на лесные темы, парк дополнил посадками дуба, вяза, пихты, кедра и т.п.

После революции в старинной усадьбе располагались райком КПСС, сельсовет, библиотека. В 1996 году дом сгорел дотла. Ныне хранит память о прошлом только старый парк, со склона которого открывается широкий вид на реку Пашу, автомобильный и железнодорожный мосты.

Добрый след в истории Паши оставил и Андрей Иванович Борошнев. В 1870 году им была построена начальная школа в Бендевинщине (ныне ул. Набережная), которая называлась Паше-Андреевская. В те же годы в Паше открылась больница в двух зданиях.

Видное место в истории Пашской земли занимают представители древнего рода Мордвиновых. С начала XVIII века они владели усадьбой Нижняя Усть-Кумбита, расположенной на правом берегу Паши напротив храма Рождества Христова, на протяжении нескольких веков являлись ктиторами храма. Семейные захоронения Борошневых, Мордвиновых находятся у стен церкви. В самом храме был погребен Федор Иванович Апрелев (1763-1831), выдающийся артиллерист александровского времени, генерал-лейтенант, родовая усадьба которого Большой Двор находилась в версте от церкви.

Достопримечательностью Паши является храм Рождества Христова, расположенный на левом берегу Паши, издалека видны его сияющие купола и кресты. По преданию в древности здесь был одноименный женский монастырь, разрушенный шведами в XVI в. Новый каменный храм был построен по проекту архитектора А.И. Мельникова в 1822-1827 годах и имел пять престолов. Приход охватывал 36 деревень, 6 усадеб, 10 пустошей; было более 3 тыс. прихожан. Храм являлся важным духовным центром по воспитанию мирян округи. Здесь работала церковно-приходская школа. Расположенный вблизи Ладожских каналов, Архангелогородского тракта храм находился в центре крупных ярмарок. Деятельность этих ярмарок продолжалась более 100 лет, они были очень многолюдные и прибыльные (около 450 торговцев и 6500 посетителей).

Все ветры времени испытал на себе храм Рождества Христова, на долгие годы был вытеснен из жизни общества и превратился в развалины. С конца 80-х годов началась история возрождения храма. В 1998 году в храм был назначен первый настоятель иерей Михаил (Павлов), начались богослужения по полному чину, в 2000 году его сменил иеромонах Антоний (Кузнецов). Постепенно возвращается былое величие храма, а перезвон его колоколов слышен по всей округе. Жизнь прихода освящает газета "Рождественский вестник", которая выходит с июня 2006 года.

К началу XX века увеличилось население Паши, вдоль берегов реки возникали новые деревни Бессоново, Ручьи, Медведево и др. Наряду со сплавом леса развивалось лесное хозяйство, бондарное производство. На всю округу славились пашские бочки и пчелиные ульи.

В 1915 году через Пашу пролегла железная дорога, связавшая Санкт-Петербург с Петрозаводском. Для наших односельчан поезд стал большим чудом.

После Октябрьской революции была образована Пашская волость (17 декабря 1917 года). Комиссаром первого Пашского Совета был назначен Бархатов Алексей.

1 августа 1927 года была образована Ленинградская область, в состав которой вошел Пашский район. В 1929 году стали зарождаться колхозы: "им. Сталина," " им. Тельмана", "Большевик", "Красное знамя" - всего 65. В хозяйствах были молочные, свиноводческие, овцеводческие, птицеводческие фермы; занимались полеводством и выращиванием овощей в парниках. На старой усадьбе в деревне Мордвиново разместилась машинно-тракторная станция (МТС), здесь же в школе механизаторов обучали трактористов, среди которых были и девушки.

О трудовых достижениях в Пашском районе писала газета "Пашский колхозник".

Улучшался быт сельских тружеников. В 1932 году в Паше был открыт детский сад-ясли. В 1933 году появилась семилетняя школа на ул. Набережной (бывшая купеческая усадьба Борошнева), а с 1936 года она стала средней. Её первым директором был Кришталь Иван Тимофеевич (погиб на фронте во время В.О. в.)

К 20-летию октябрьской революции 7 ноября 1937 года состоялось открытие нового Дома Культуры, на 2-м этаже разместилась библиотека. (По архивным сведениям библиотека в Паше существует с 1919 года, т.о. осенью 2009 года её 90-летие.) К этому же дню было построено и новое здание для райисполкома на ул. Советская , 106 (сейчас здесь находятся Дом детского творчества, Пашская школа искусств, сельская библиотека).

Великая Отечественная война прервала мирные будни, началась мобилизация. Враг дошёл до Свири, и Паша оказалась в прифронтовой полосе. В село прибыл эвакогоспиталь. В эти суровые годы все усилия жителей села были направлены на помощь блокадному Ленинграду, на победу: шили военное обмундирование, ремонтировали боевую технику, изготавливали тракторные сани, лыжи, кузова для машин, перевозящих грузы по Дороге жизни, работал мыловаренный завод, заготавливали продовольствие, топливо.

В память о воинах 3-ей морской бригады, защищавших Приладожье на Свири, установлен на площади в центре Паши памятник – навечно застыл в атаке морской пехотинец.

Вернувшиеся с войны победители вместе с тружениками тыла стали самоотверженно восстанавливать разрушенное хозяйство.

В 1955 году Пашский район вошёл в состав Новоладожского, село потеряло районный статус, и большая часть районных учреждений была переведена в Новую Ладогу. В эти годы в наших местах кроме колхозных работало и много других хозяйств. В поселке были промкомбинат, промартель, лесхоз, дорожный эксплутационный участок, ветлечебница и др.

Вверх по Паше от Пашского Перевоза был расположен поселок шпалозавода, выпускающего шпалы и тарную дощечку. Рядом находился лесозавод с большим поселком, главной продукцией завода в то время являлся катушечный брусок, который отправлялся в Ленинград на катушечную фабрику. Чуть выше по Паше был расположен Рыбежский рейд Пашской сплавной конторы, которая осуществляла сплав леса по 35 рекам и 6 озёрам , в среднем в год 400-450 тыс. кубометров. Работы на рейде хотя и были механизированы, но весьма трудоёмки: одних кадровых рабочих насчитывалось более тысячи, а в период лесосплава использовался труд примерно такого же числа сезонных рабочих.

В деревне Манихино непосредственно у месторождения глины работал кирпичный завод, который давал 3,5-4 млн. кирпичей в год.

В Надкопанье, например, работали предприятия колхоза, электростанция с якорным двигателем, мельница, кузница, пилорама, парники, пасека, клуб, библиотека, школа семилетка, а в Манихино и Рыбежно были средние школы.

Дороги ещё оставались труднопроходимыми, и летом от пристани с обоих берегов реки Паша ходил белый пароходик "Дон" от Рыбежно до Свирицы. В памяти жителей Паши до сих пор остались впечатления от красоты и мощи реки и её живописных берегов. А до Ленинграда от Свирицы можно было добраться на большом пассажирском пароходе.

В начале 60-х берега Паши связал шоссейный мост, вскоре были заасфальтированы и улицы села. К 50-й годовщине Великого Октября начал работать новый дом быта, благоустроен старый парк. Очень насыщенной была культурная жизнь села, коллективы художественной самодеятельности Пашского ДК славились на всю округу.

После мартовского (1965г.) Пленума ЦК КПСС в сельском хозяйстве произошли коренные изменения. Из колхозов бывшего Пашского района был создан совхоз "Пашский", который имел 32 тыс. га земли, в т. ч. около 13 тыс. сельхозугодий, специализировался на откорме скота всех видов. Со строительством комплекса "Пашский" в Потанино, совхоз превратился в самое крупное в стране предприятие по откорму крупного рогатого скота (по состоянию на 1 янв. 1981 г. на комплексе содержалось 21886 бычков). В 1981 г за трудовые достижения совхоз был награжден орденом Трудового Красного Знамени, удостоены правительственных наград передовики производства, а директору совхоза Л.К. Павловскому присвоено звание Героя Социалистического Труда.

С развитием совхоза в 70-е годы на центральной усадьбе был построен жилой микрорайон для тружеников села, новый детский сад. В 1975 году дети Паши получили прекрасный подарок – новую школу, а в бывшем здании школы открылся совхозный санаторий-профилакторий.

Наряду с сельским хозяйством больших успехов в Паше достигла и лесная промышленность. Свыше 30 лет Пашской сплавной конторой руководил П.А. Нечёсанов (1908-1973), за самоотверженную плодотворную работу ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, так же он был награжден двумя орденами Ленина. Именем Нечёсанова названа главная улица поселка Лесозавод.

Проходят годы, но так же величаво стоит красавица Паша, а пашские пейзажи никого не оставляют равнодушными.
назад

Новая Ладога

Новая Ладога - город с 300-летней историей, имеющий неповторимый провинциальный колорит.Новая Ладога - город с 300-летней историей, имеющий неповторимый провинциальный колорит.Новая Ладога - город с 300-летней историей, имеющий неповторимый провинциальный колорит.

А начинался город с монастыря – Николо – Медведского, впервые упомянутого в 1500 году. Размещённый на полуострове Медведица, далеко вдающемся в воды Ладожского озера, монастырь назван в честь «покровителя странствующих и путешествующих» Николая Чудотворца. До наших дней дошли Никольский собор и церковь Иоанна Богослова, а также действующий храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Своим возникновением в 1704 г. город обязан созидательному гению Петра I, по приказу которого здесь была открыта судостроительная верфь и начато строительство обводных каналов (их решили строить в обход Ладожского озера из-за частой гибели судов во время штормов на Ладоге). О петровской эпохе напоминает канал, некогда носивший имя царя и бывший в ХVIII в. самым крупным гидротехническим сооружением Европы. По историческим легендам первые три тачки с землей на строительстве канала вывез сам царь Петр.

Каналы не только украсили город – работа на них, наряду с рыбной ловлей, стала основным занятием местных жителей. Город строился и благоустраивался на купеческие деньги. Нынешний проспект Карла Маркса (бывший Николаевский) до сих пор хранит вид образцового уездного купеческого городка: двухэтажные домики с непременным мезонином (внизу раньше была лавка, трактир или чайная). Улицы города до сих пор хранят неповторимую атмосферу уездного города. Здесь сохранились архитектурные памятники XVIII-XIX в.в. - Гостиный двор, здание Городской управы, купеческие деревянные дома с мезонинами, Торговая площадь. По обилию архитектурных памятников Новую Ладогу вполне можно назвать музеем под открытым небом. Новая Ладога - город с 300-летней историей, имеющий неповторимый провинциальный колорит.
назад

Город Волхов

Город Волхов расположен в пределах Волховской низины, в 122 км. К востоку от Санкт-Петербурга, его площадь - 10821 гектар. Город является центром Волховского района Ленинградской области.

История этого населённого пункта началась задолго до присвоения ему статуса города. Река Волхов, на которой он расположен, известна с древних времён как отрезок знаменитого пути «из варяг в греки». Движение судов по реке было затруднено порогами, тянувшимися от села Гостинополье до деревни Дубовик, ныне слившейся с городом. На месте современного Волхова располагались поселения, где жили лоцманы, проводившие суда через пороги.

В 1904 году через реку прошла железнодорожная магистраль от Петербурга до Вологды и Череповца. На берегу Волхова возникли станция Званка, паровозное депо, ремонтные мастерские. После того, как в 1915-1917 годах были проложены линии на Петрозаводск и Мурманск, начал формироваться железнодорожный узел.

Создание 1-й советской гидроэлектростанции невозможно представить без участия Генриха Осиповича Графтио.

Генрих Графтио принадлежал к дворянскому роду. Его предки - выходцы из Нидерландов, принявшие русское подданство в конце XIX века. Отец Генриха Осиповича, инженер-путеец, строил в России железные дороги. Детская мечта маленького Генриха - сделать поезда скоростными - трансформировалась в идею электрифицировать железные дороги. Для её осуществления была необходима дешёвая электроэнергия. А это было возможно лишь после постройки водных электрических станций.

Выдающийся инженер ещё в 1910 году предложил проект создания электростанции на Волховских порогах. Тогда проект был отклонён из-за отсутствия денег. В 1917 году - через несколько дней после Октябрьской революции - по предложению В.И. Ленина, ознакомившегося с материалами проекта, Генриху Графтио было поручено в 10-дневный срок составить смету для строительства.

В 1920 году была организована Государственная комиссия электрификации России. Она разработала план, по которому намечалось создать в стране 30 крупных электростанций. Декретом Совнаркома от 21.12.1921 Волховская ГЭС была включена в список из семи строящихся электростанций 1-й очереди. И работы пошли полным ходом.

Стройка была всенародной. Если 1-я бригада костромских плотников состояла всего из 19 человек, то в 1923 году число рабочих увеличилось до 6 тысяч, а в 1925 году - до 12 тысяч.

В 1924 году инспектировать Волховстрой приезжал М.И. Калинин, а в 1926-м - С.М. Киров. Волховская ГЭС, более чем в 5 раз превысившая мощность всех гидроэлектростанций дореволюционной России, вступила в строй 19.12.1926.

Уже через 2 года она обеспечивала 62,6% потребности Ленинграда в электроэнергии. В 1936 году первенцу советской гидроэнергетики было присвоено имя В.И. Ленина. А имя академика Г.О. Графтио носит Свирская ГЭС, строительством которой он руководил после окончания работ на Волховстрое.

1-й советский алюминиевый завод начал возводиться на волховской стройке в 1930 году. Уже 14.5.1932 здесь получили 1-й металл из отечественного сырья - тихвинских бокситов. В начале 1930-х годов Званковский железнодорожный узел стал одним из крупнейших на Северо-Западе.

Согласно постановлению ВЦИК от 27.12.1933 в черту рабочего посёлка Званка были включены деревни по обоим берегам реки Волхов и поселения, возникшие при строительстве ГЭС и алюминиевого завода. На основании этого объединения рабочий посёлок Званка был преобразован в город Волховстрой, который в апреле 1940 года переименовали в Волхов.

В сентябре-октябре 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны Волховская ГЭС была демонтирована, а её оборудование эвакуировано. В ноябре того же года немецко-фашистские войска подошли к городу Волхову. Линия фронта проходила в 4-5 километрах от ГЭС, вблизи алюминиевого завода. Войска 54-й армии оказались почти в окружении.

Командующий - генерал И.И. Федюнинский - получил телеграмму: «Ставка Верховного Главнокомандующего утвердила Ваши предложения по вопросам разрушения в Волховстрое алюминьзавода, Волховской ГЭС, железнодорожного моста и затопления паттерны с возложением ответственности за это, а также за определение времени взрыва на командование 54-й армии». В своих воспоминаниях И.И. Федюнинский писал: «Трудно, очень трудно было отдать приказ уничтожить Волховскую ГЭС, но не могло быть и мысли о том, чтобы оставить её врагу. Выход напрашивался один: не пустить фашистов к Волхову».

В конце ноября войска 54-й армии остановили наступление фашистских войск на Волховском фронте. 19.12.1941 был освобождён участок железной дороги Волхов-Тихвин. Волхов стал важнейшим транспортным узлом, связующим звеном между страной и Ленинградом. К осаждённому городу шли составы с продовольствием. Обратными рейсами вывозили людей.

Эшелоны с эвакуированным оборудованием Волховской ГЭС дошли до места назначения, но разгружать их не стали - пришёл приказ о возвращении. Южнее города река Волхов ещё оставалась в руках врага, бомбы и снаряды падали на корпуса гидроэлектростанции, но её восстановление шло полным ходом. В мае 1942 года были смонтированы два турбогенератора, и 23.11.1942 осаждённый Ленинград получил электричество из Волхова. Чтобы дать электроэнергию, пришлось проложить новую линию по дну Ладожского озера.

Напоминанием о военном времени служит установленный на постаменте паровоз ЭУ 708-64, первым прошедший по отвоёванному у фашистов коридору в январе 1943 года. В окрестностях Волхова создан необычный памятник погибшим в Великой Отечественной войне - печь, оставшаяся от сгоревшего дома.

Волховская ГЭС и Волховский алюминиевый завод функционируют и сегодня. Недавно в состав завода был включён Пикалёвский глинозёмный комбинат, вырабатывающий сырьё из нефелина для производства алюминия путём электролиза.

Сбылась мечта Г.О. Графтио - железнодорожные линии, проходящие через Волхов, электрифицированы. Реконструировано здание железнодорожного вокзала.

По данным на 2006 год население Волхова - 45,9 тысяч человек. В городе 10 общеобразовательных школ, 2 профессиональных училища, 4 филиала петербургских вузов, музыкальная и художественная школы, 3 гостиницы, стадионы, плавательные бассейны, скверы и парки, краеведческий музей в доме Г.О. Графтио. В музее хранится живописная коллекция художника А. Гайлиса. А с известной самобытной волховской росписью можно познакомиться по работам местной мастерицы И. Щетининой.
назад